Міністерство закордонних справ України

Київ 15:25

История украинской дипломатии: от Брестского мира до Минского процесса

21 грудня 2017, 18:25

До 100-річчя дипломатичної служби України. Публікація Консульства України в Бресті в електронній версії газети "Вечірній Брест" 21 грудня 2017 р. 

http://www.vb.by/society/history/istoria_vneshnei_polislujhby_ukrainy.html

ИСТОРИЯ УКРАИНСКОЙ ДИПЛОМАТИИ: ОТ БРЕСТСКОГО МИРА ДО МИНСКОГО ПРОЦЕССА

 22 декабря в Украине - профессиональный праздник дипломатов. В 2017 году украинская дипломатическая служба отмечает свой 100-летний юбилей. Начало ее деятельности  совпало с подготовкой и подписанием Брестского мира. Этому периоду деятельности украинской дипломатии мы отвели значительное место в предлагаемых для печати материалах.

Как известно, дипломатические службы Украины и Беларуси имели в своей истории немало общего и схожего. Ключевым моментом, безусловно, является то обстоятельство, что Украина, как и Беларусь, явилась одним из основателей Организации Объединенных Наций. Много общего у дипломатических служб наших дружественных стран было и на этапе развития их после 1990 года, когда и Украина, и Беларусь объявили о своем суверенитете. Обо всем этом - предлагаемый материал.

КОНСУЛЬСТВО УКРАИНЫ В БРЕСТЕ

 

Украинская делегация в Брест-Литовске, слева направо: Николай Любинский, Всеволод Голубович, Николай Левицкий, Люссенти, Михаил Полозов и Александр Севрюк.

І. БРЕСТСКИЙ МИР: ТРУДНЫЙ ПУТЬ К КОМПРОМИССУ

Внешнеполитическая служба Украины имеет давние традиции, основанные, прежде всего, на дипломатическом опыте Киевской Руси.

Киевская Русь поддерживала активные отношения с Византией, Святым Престолом, Германской империей, Польшей, Венгрией, Францией, скандинавскими государствами.

Особенно разветвленными и динамическими внешние отношения стали во времена правления князя Ярослава Мудрого (1019-1054). Он активно использовал распространенный во времена средневековья метод осуществления дипломатии - заключение династических браков. Сын Ярослава Всеволод женился на дочери византийского императора Константина IX Мономаха. Одна из дочерей Ярослава - Анна - была отдана за французского короля Генриха I. Другая дочь - Елизавета - стала женой норвежского короля Гаральда Сурового, а третья - Анастасия - венгерского короля Андраша I. Тесные отношения с Польшей были скреплены браком сестры Ярослава Добронеги с краковским князем Казимиром.

Важный вклад в укрепление международных позиций Украины того времени принадлежит многим государственным деятелям, среди которых вспоминаем весомые достижения Владимира Мономаха (1053-1125), князя Романа Мстиславовича (пр. 1152-1205), короля Даниила Галицкого (1201-1264).

После упадка и распада древнеукраинского государства реальный прогресс украинской дипломатии стал особенно заметным в казацкое время. С приходом гетмана Богдана Хмельницкого, который «свободно говорил на польском, русском, турецком языках и латыни, имел тонкий и проницательный ум, был терпеливый и хитрый» (Проспер Мериме), а главное - в связи с его военными победами, международные контакты казачества существенно активизировались и расширились.

Однако усилий гетмана, в том числе и дипломатических, оказалось недостаточно, чтобы обеспечить Украине независимость. После Б. Хмельницкого наибольший вклад в становление и развитие украинской дипломатии внесли гетманы Иван Выговский, Иван Мазепа и Пилип Орлик.

Следующий шанс развития украинской дипломатии появится только через два века... В скоре после падения российской монархии, 14 марта 1917 года, в Киеве создано новое демократическое правительство (Исполнительный Комитет), которое было заменено через три дня Украинской Центральной Радой (УЦР). УЦР выпала великая миссия заложить фундамент развития украинской государственности. Это было время всенародного оптимизма, веры и вдохновения, которые звали реализовать большой исторический шанс и древнюю мечту украинцев - иметь собственное, независимое, суверенное государство Украину.

Дело создания государства начиналось, собственно, с «чистого листа», ибо более трехсот лет только намек на такой шаг тянул за собой страшное обвинение в сепаратизме и угрожал ссылками, казематами, тюрьмами, а часто и смертельным приговором... Пройдя небольшой путь налаживания отношений с Временным правительством на основе предоставления Украине широкой автономии и не найдя взаимопонимания с петроградской властью, украинцы провозгласили курс на построение независимого государства. И хотя избранный путь был тернистым, тяжелым и недолгим, завершился трагическим поражением, он был определяющим в истории Украины. Почти через семь десятилетий им последует другое поколение, на опыте своих предков не только провозгласит, но и утвердит Украину как суверенное государство.

В историю этой эпохи золотыми буквами вписаны имена прославленных украинцев - Михаила Грушевского, который возглавил Центральную Раду, лидеров нации: Владимира Винниченко, Дмитрия Антоновича, Павла Христюка, Павла Скоропадского и других. Различные по политическим убеждениям, своему пониманию развития социально-политического устройства молодого государства, общее мнение они имели в одном: видеть Украину независимой и самостоятельной, равной с другими государствами Европы.

Создание и становление Министерства иностранных дел Украины как полноценной государственной структуры связано с провозглашением 10 июня 1917 года І Универсала Украинской Центральной Рады и созданием Украинской Народной Республики.

Процесс формирования органов законодательной и исполнительной ветвей власти нашел свое оформление в провозглашенном Центральной Радой 16 июля 1917 года II Универсале, в котором говорилось о создании Генерального Секретариата - исполнительного органа власти. С первого дня существования Генерального Секретариата в его составе начало деятельность Генеральное секретарство по национальным делам, которое стало прообразом первого внешнеполитического ведомства Украины в XX веке. 22 декабря 1917 года председатель Генерального Секретариата Украинской Народной Республики, провозглашенной III Универсалом Центральной Рады, Владимир Винниченко и генеральный секретарь по межнациональным делам Александр Шульгин подписали «Постановление о создании Генерального секретарства международных дел», которое в этот же день было принято на заседании правительства УНР.

Этим документом определились обязанности Генерального секретарства международных дел, а именно: «осуществление международных отношений государства, охрана интересов украинских граждан за пределами УНР, временно общее устройство национальных недоразумений в пределах УНР».

Важный импульс дальнейшему развитию украинской внешнеполитической службы дал IV Универсал Центральной Рады, в котором УНР провозглашалась «самостоятельным, ни от кого не зависимым, свободным, суверенным государством Украинского Народа».

Именно в это время начинается активная работа над созданием сети дипломатических и консульских учреждений, деятельность которых регулировалась государственными законами и нормативными документами Генерального секретарства международных дел (впоследствии - Министерства иностранных дел), формированием соответствующей правовой базы дипломатической деятельности (весной 1918 года сотрудниками украинского МИД был подготовлен проект закона «О зарубежных учреждениях УНР»), подготовкой дипломатических кадров.

За время деятельности Центральной Рады было начато налаживание контактов с государствами мира. В частности, в декабре 1917 года украинское правительство наладило связи со странами Антанты, принимая представителей Франции («Генеральный комиссар Франции при правительстве Украины») и Великобритании («Представитель Великой Британии»). Поскольку Центральная Рада ориентировалась на Антанту, то встал вопрос об изменении внешнеполитического курса. Сохранение союза с Антантой для нее было невозможно по двум причинам. Во-первых, союз означал продолжение войны, а солдаты украинских частей категорически от этого отказывались. Во-вторых, УНР была отделена от стран Антанты фронтом, поэтому не могла получать действенной поддержки от них.

24 декабря 1917 года Генеральный Секретариат обратился к воюющим и нейтральным государствам с нотой, в которой сообщал, что УНР вступает в отношения с другими странами как самостоятельное государство и хочет выслать своих представителей на переговоры в Брест-Литовск.

26 декабря в адрес Генерального Секретариата пришел ответ от стран австро-венгерско-германского блока. В нем говорилось, что они «...готовы приветствовать уполномоченных представителей Украинской Народной Республики и их участие в мирных переговорах в Брест-Литовске». Это означало формальное признание со стороны этих государств УНР и Генерального Секретариата как ее правительства.

После бурных дебатов на VІІІ сессии Центральной Рады 15 декабря 1917 года было принято решение послать в Брест-Литовск делегацию Украинской Народной Республики в составе премьер-министра Всеволода Голубовича (председатель), Николая Левицкого, Николая Любинского, Михаила Полоза и Александра Севрюка. Это была первая делегация Центральной Рады, которая непосредственно еще не вела переговоров о подписании мира, а проводила только дипломатический зондаж.

1 января 1918 года делегация УНР прибыла в Брест-Литовск и поставила вопрос о своем участии в переговорах, настаивая на самостоятельном статусе.

От имени Четверного Союза министр иностранных дел Австро-Венгерской империи Оттокар Чернин заявил о признании делегации УНР полноправным участником переговоров. Формальное признание УНР как самостоятельного государства союзники откладывали до момента заключения мирного договора. Лев Троцкий настоял на перерыве в переговорах до конца января 1918 года. Российская сторона должна была определить, как отнестись к тяжелым условиям мира, включая крупные территориальные потери, которые выдвинули союзники. Кроме того, затягивая переговоры, Совнарком хотел выиграть время, чтобы завершить захват большей части территории Украины, включая ее столицу Киев, что давало бы возможность заменить делегацию УНР делегацией провозглашенной в конце декабря 1917 года большевистской Украины.

9 января 1918 года переговоры начались. На пленарном заседании 10 января встал вопрос о правомочности делегации УНР: считать ее отдельной или секцией российской делегации. Л. Троцкий сказал: «Российская делегация заявляет со своей стороны, что она в полном согласии с принципом признания права каждой нации на самоопределение вплоть до полного отделения, не видит никаких препятствий к участию украинских делегатов в мирных переговорах». Такое же заявление сделали и представители австро-германского блока. В этих условиях позиция Троцкого не могла помешать подписанию мирного договора. Он исходил из официальной политики Совнаркома о признании права каждой нации на самоопределение. УНР была признана как Совнаркомом, так и странами Антанты и австро-германского блока. Между тем, переговоры продвигались быстро. Как известно, австро-венгерско-немецкий блок поставил перед делегацией Советской России ультиматум. Надо было подписывать мир. Лев Троцкий, согласно указанию Владимира Ленина, предложил в переговорах перерыв с 18 по 29 января 1918 года, с тем чтобы делегация могла провести консультации со своим правительством. В этом была заинтересована и делегация УНР, поскольку ей нужно было получить формальную правомочность для подписания мира как представителю независимого государства. Она была получена 22 января 1918 года в соответствии с IV Универсалом, который провозглашал независимость Украинской Народной Республики.

После возобновления переговоров 1 февраля 1918 года Лев Троцкий заявил, что в составе российской делегации находятся представители украинского большевистского правительства, образованного в Харькове Центрального Исполнительного Комитета Советов Украины, Ефим Медведев и Василий Шахрай. Он сообщил, что большая часть Украины контролируется этим правительством, поэтому мирный договор, заключенный с представителями УНР, нельзя рассматривать как мир с УНР. В ответ исполняющий обязанности главы делегации УНР Александр Севрюк ознакомил присутствующих с текстом IV Универсала Украинской Центральной Рады и потребовал формального признания УНР вполне самостоятельным, ни от кого не зависимым государством.

Оттокар Чернин от имени Четверного Союза заявил, что есть все основания признать УНР суверенным государством, которое может самостоятельно заключать международные договоры. В Германской империи и Австро-Венгерской империи была очень острой продовольственная проблема, поэтому договор с Украиной мог в определенной степени улучшить положение. Ради заключения мира с УНР оба государства давали согласие на передачу ей Холмщины с Подляшьем и на выделение западноукраинских земель в составе Австро-Венгерской империи в отдельный коронный край.

27 января (9 февраля) 1918 года был подписан мирный договор между Украинской Народной Республикой и государствами Четверного Союза - первый мирный договор в мировой войне.

Подписанты Брестского мирного договора: генерал Бринкманн, Николай Любинский, Николай Левицкий, Александр Севрюк, Макс Хоффманн, Сергей Остапенко.

В отличие от заключенного позднее (3 марта 1918 года) мирного договора с большевистской Россией, договор между Украиной и Четверным Союзом не содержал в себе пунктов унизительных или тяжелых для УНР. Стороны отказывались от взаимных претензий на возмещение ущерба, причиненного войной, обменивались военнопленными и обязывались восстановить взаимные экономические отношения.

По условиям договора, заключенного с РСФСР 3 марта 1918 года, Совнарком обязывался признать законность правительства УНР на территории Украины и заключенный им договор со странами Четверного Союза. Большевистская Россия должна была немедленно вывести свои войска из УНР, прекратить любую агитацию и пропаганду против правительства, общин и учреждений УНР, заключить с ней мирный договор.

Первые руководители украинской дипломатии были еще совсем молодые по возрасту люди (первому министру иностранных дел УНР Александру Шульгину было 28 лет, его преемнику Всеволоду Голубовичу - 32, а студенту Николаю Любинскому, который заменил его на этом посту, - 26 лет).

С приходом к власти 28 апреля 1918 года гетмана Украинского Государства Павла Скоропадского украинское правительство продолжило развитие национальной внешнеполитической службы.

Были определены три основных направления внешней политики Украинского Государства: «установление дружеских отношений со странами Четверного Союза, решения спорных территориальных проблем с соседними государствами, установление дипломатических отношений с нейтральными государствами».

За время деятельности гетманского правительства расширился круг стран, с которыми были установлены дипломатические отношения. В частности, Украинское Государство открыло свои дипломатические миссии в Румынии, Финляндии, Швейцарии, Швеции (всего до 10 государств), а также приняло более двадцати полномочных представителей зарубежных стран (Австро-Венгрии, Болгарии, Грузии, Германии, Турции, Польши, Румынии, Финляндии и других).

Правительство Украинского Государства также сформировало отдельную делегацию для мирных переговоров с Россией. Переговоры с российской делегацией проходили в Киеве с мая по октябрь 1918 года. Делегация РСФСР, возглавляемая Христианом Раковским и Дмитрием Мануильским, выполняла одновременно функции временного  дипломатического представительства в Украинском Государстве.

Большой вклад в развитие украинской внешнеполитической службы внес министр иностранных дел Дмитрий Дорошенко, который стал преемником Николая Василенко. Именно Дорошенко достиг важных дипломатических результатов, создал эффективную структуру украинского МИД и развил законодательную базу внешнеполитической деятельности. В июне 1918 года был принят «Закон о посольствах и миссиях Украинского Государства», в июле этого же года - «Закон об украинской консульской службе». В период гетманского правительства начали свою деятельность первые отечественные консульские курсы - учебное заведение, которому была поставлена задача обеспечить государство дипломатическими и консульскими специалистами. Во времена деятельности гетманского правительства Министерство иностранных дел Украины также возглавлял Георгий Афанасьев.

С созданием Второго республиканского правительства (Директории), сформированного в декабре 1918 года, дипломатические контакты предыдущих украинских правительств были в значительной мере сохранены и кое в чем расширены.

В частности, Директория, первым Министром иностранных дел которой стал Владимир Чеховский, направила своих дипломатических представителей в Бельгию, Великобританию, Грецию, Италию, США, открыла посольства в Эстонии, Латвии, Чехо-Словакии, Венгрии. Украинское государство было представлено в Ватикане. Делегация УНР приняла участие в Парижской мирной конференции, одновременно выполняя функции временного дипломатического представителя Украины во Франции.

Дипломатические учреждения УНР осуществляли широкую информационную и издательскую работу, а также выполняли основные консульские функции. В странах, где находились украинские пленные, было организовано их возвращение на родину; при представительствах в Берлине, Вене и Риме существовали военно-санитарные миссии военнопленных.

Во времена Директории в практику украинской внешнеполитической службы вошло проведение съездов послов и глав дипломатических миссий, из которых важнейшими стали два: в Карловых Варах (1919 г.) и в Вене (1920 г.).

Во времена деятельности Директории Министерство иностранных дел Украины также возглавляли Константин Мациевич, Владимир Темницкий, Андрей Ливицкий.

Неотъемлемой страницей в историю украинской дипломатии вошла внешнеполитическая деятельность Западно-Украинской Народной Республики (ЗУНР).

1 ноября 1918 года в результате вооруженного восстания к власти во Львове пришла Национальная Рада, которая 13 ноября приняла Временный Основной Закон о самостоятельности украинских земель бывшей Австро-Венгерской империи и образовании самостоятельного государства.

Внешнеполитическая деятельность ЗУНР главным образом сводилась к двум ключевым направлениям: отношения с Приднепровской Украиной, то есть Украинской Народной Республикой, и государствами Антанты.

Руководствуясь общим стремлением к историческому объединению украинских земель в соборном государстве, 22 января 1919 года представители обоих правительств публично провозгласили Акт воссоединения УНР и ЗУНР.

За время своей деятельности правительство ЗУНР открыло собственные представительства в Австрии, Италии, Германии, Венгрии, Чехо-Словакии, Югославии. Специальные миссии были направлены в страны, где находилось значительное количество украинской эмиграции: Канаду, США, Бразилию.

В июле 1919 года правительство ЗУНР отправило отдельную делегацию на Парижские мирные переговоры, где представители ЗУНР активно сотрудничали с дипломатической миссией УНР.

Во времена деятельности ЗУНР ее внешнеполитическое ведомство возглавляли Василий Панейко, Лёнгин Цегельский, Михаил Лозинский, Степан Витвицкий, Кость Левицкий.

С самого начала формирования властных структур Советской Украины выполнение «внешнеполитических функций» было в определенной степени возложено на Народное секретарство межнациональных дел, которое впоследствии было преобразовано в Народное секретарство международных дел во главе с Владимиром Затонским.

В январе 1919 года был сформирован Совет народных комиссаров Украинской Социалистической Советской Республики (УССР), руководителем которого стал Христиан Раковский, одновременно возглавив внешнеполитическое ведомство советской Украины и сменив на этом посту Николая Скрипника.

За время своей деятельности правительство УССР создало сеть собственных дипломатических представительств. В частности, представители УССР находились в Варшаве, Берлине, Праге. Что касается иностранных дипломатических посланников в Советской Украине, то среди них были представители Польши, а также Австрии, Германии, Чехо-Словакии, которые занимались преимущественно торгово-экономическими и консульскими вопросами.

Ситуация кардинально изменилась после образования в декабре 1922 года Союза Советских Социалистических Республик. Все внешнеполитические, экономические, торговые связи Украины вскоре перешли в подчинение союзного центра, а УССР была лишена права на собственную внешнеполитическую деятельность.

Еще 18 октября 1922 г. ЦК КП(б)У принял постановление «О свертывании аппарата НКИД УССР», полномочия которого должны были быть переданы союзному наркомату. НКИД УССР был официально ликвидирован 20 сентября 1923 г.

Таким образом, в начале 20-х годов XX в. Украина потеряла не только государственность - сначала фактическую, а затем и формальную, но и на долгие годы лишилась возможности формировать и воплощать собственную внешнюю политику.

II. СВОЕ МЕСТО В МЕЖДУНАРОДНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ

1 февраля 1944 года сессия Верховного Совета СССР приняла Закон «О предоставлении Союзным Республикам полномочий в области внешних сношений и о преобразовании в связи с этим Народного Комиссариата Иностранных Дел из общесоюзного в союзно-республиканский народный комиссариат». Этим актом после двадцатилетнего перерыва были формально обновлены права союзных республик в сфере внешнеполитической деятельности.

5 февраля 1944 года принимаются постановление Политбюро ЦК КП (б) Украины и Указ Президиума Верховного Совета РСФСР об образовании украинского НКИД.

Международная деятельность Украины в период 1944-1990 годов была в основном ориентирована на участие в работе Организации Объединенных Наций (ООН), что давало возможность (хотя символическую и ограниченную) информировать мировую общественность о жизни Украины, участвовать в обсуждении мировых и региональных проблем, приобретать опыт в сфере многосторонней дипломатии.

Как государство-основатель ООН, Украина (Украинская ССР) принимала участие в разработке Устава этой организации, формировании ее структуры, органов и учреждений.

Глава делегации УССР А. Барановский на 6-й сессии ГА ООН. Париж, 1946 г.

В 1948-1949 и 1984-1985 годах Украина избиралась непостоянным членом Совета Безопасности ООН. Однако лишь в 2000-2001 годах, когда Украина была в третий раз избрана в СБ ООН, она действовала как независимый участник международных отношений.

В советские времена Украина становилась членом ЭКОСОС, Административного Совета МОТ, Совета руководителей Программы ООН по окружающей среде, Совета управляющих МАГАТЭ, Комитета по борьбе с апартеидом и по осуществлению неотъемлемых прав палестинского народа.

Министерство иностранных дел УССР возглавляли Александр Корнейчук, Дмитрий Мануильский, Анатолий Барановский, Лука Паламарчук, Дмитрий Белоколос, Георгий Шевель, Владимир Мартыненко, Владимир Кравец.

Новый исторический этап в развитии украинской дипломатии начался 16 июля 1990 года, когда Верховный Совет УССР принял Декларацию о государственном суверенитете Украины.

После принятия исторического Актa о независимости Украины 24 августа 1991 г. перед Министерством иностранных дел Украины встали задачи, связанные с признанием Украины международным сообществом, установлением дипломатических отношений, созданием эффективной сети собственных дипломатических и консульских представительств, развитием полноценных двусторонних отношений с другими странами, обретением членства и утверждением в ведущих международных организациях.

За первые годы независимости Украину признало более 170 стран. Практически со всеми ими установлены дипломатические отношения и активно развивается двустороннее сотрудничество.

Украина создала эффективную сеть собственных дипломатических и консульских представительств. Страна является членом более 90 международных организаций.

С момента провозглашения Украиной независимости начался качественно новый период ее деятельности в ООН, которая была определена одним из приоритетных направлений внешней политики государства.

Генеральный секретарь ООН Кофи Аннан и Председатель 52-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН Г. Удовенко. Нью-Йорк 1996 г.

В 1997 г. министр иностранных дел Украины Геннадий Удовенко был избран на должность Председателя 52-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН. Предметом особой гордости Украины является то, что именно 52-я сессия ГА ООН вошла в историю как «сессия реформ».

Украина активно участвует в международном сотрудничестве по устойчивому развитию, направленному на комплексное решение задач охраны окружающей среды, социального развития и экономического роста на глобальном, региональном и национальном уровнях.

Одним из важных направлений сотрудничества между Правительством Украины и ООН является смягчение и минимизация долгосрочных последствий чернобыльской катастрофы. В свое время делегация Украины стала главным инициатором созыва первой спецсессии Генассамблеи ООН по проблеме ВИЧ/СПИД в июне 2001 года.

За время своего членства в ООН Украина шесть раз избиралась членом Экономического и Социального Совета (последний раз - на период 2010-2012 годов), один раз - Комиссии ООН по миростроительству (2011-2012 годы).

Украина является активным участником деятельности органов системы ООН в сфере прав человека, стороной всех основных документов ООН по правам человека, включая Международный пакт о гражданских и политических правах, Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, Факультативные протоколы к ним и Международную конвенцию по ликвидации всех форм расовой дискриминации.

Избрание Украины в состав Совета ООН по правам человека на 2006-2008, 2008-2011 и на 2018-2020 годы является признанием ее практического вклада и значительного потенциала в сфере обеспечения соблюдения, защиты и уважения прав и свобод человека в мире.

С марта 2014 года в Украине по приглашению правительства осуществляет свою деятельность Мониторинговая миссия ООН в области прав человека, которая, в частности, отслеживает ситуацию в Крыму и на Донбассе.

Несмотря на сложную ситуацию в Донецкой и Луганской областях, Украина уделяет особое внимание деятельности ООН по поддержанию международного мира и безопасности, рассматривая участие в ней как важный фактор своей внешней политики. Практически за 25 лет своей миротворческой деятельности Украина приняла участие в более чем 20 миротворческих миссиях ООН.

27 марта 2014 года Генеральная Ассамблея ООН приняла резолюцию «Территориальная целостность Украины» (A/RES/68/262), положениями которой подтверждается суверенитет, политическая независимость, единство и территориальная целостность Украины в пределах ее международно признанных границ.

19 декабря 2016 г. в ходе 71-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН была принята резолюция «Состояние с правами человека в Автономной Республике Крым и городе Севастополе (Украина)» (A/RES/71/205).

Одним из наиболее важных подтверждений признания авторитета и роли Украины на международной арене, последовательности и беспристрастности ее внешней политики, преданности принципам демократии и верховенства права, практического вклада в развитие мира и стабильности стало второе за время независимости избрание Украины в состав непостоянных членов Совета Безопасности ООН на период 2016-2017 гг.

13 февраля 2017 г. под председательством Украины Совет Безопасности ООН единогласно принял инициированную Украиной первую в истории «Резолюцию 2341 (2017)» по защите критической инфраструктуры от террористических угроз (S/ RES/2341(2017)). Документ стал своевременным реагированием международного сообщества на динамические угрозы со стороны терроризма.

 

III. ЕВРОПЕЙСКАЯ ИНТЕГРАЦИЯ. МИНСКИЕ ДОГОВОРЕННОСТИ

Внешнеполитические приоритеты каждого государства всегда определяются сложной совокупностью международных и внутригосударственных факторов. Не исключение Украина, и современный период является для нее переломным и определяющим в контексте необходимости выполнения сразу нескольких задач. Это, в частности: усилия по укреплению обороноспособности и восстановлению территориальной целостности государства; развертывание и начало деятельности антикоррупционной инфраструктуры; реформа в области образования; выход экономики страны на рельсы динамичного роста, привлечения инвестиций и инноваций в отечественное производство, открытие доступа к новым рынкам; укрепление авторитета Украины на международной арене, углубление партнерских связей со странами ЕС и НАТО. Ко всем этим и многим другим процессам активно привлекается современная внешнеполитическая служба Украины.

Одним из важных направлений деятельности украинской дипломатии на сегодняшний день есть также реализация Минских договоренностей, дальнейшая работа в рамках «Нормандского формата», в том числе развертывание миротворческой операции ООН на Донбассе. Особую роль в этом играет Беларусь, которая представляет площадку для переговоров.

В 2016 году Украина подтвердила правильность сделанного евроинтеграционного выбора и сделала решительные шаги в направлении его закрепления. В частности, украинским предприятиям удалось переломить «переходную» тенденцию и перейти к росту украинского экспорта в страны Евросоюза. Механизм, предусмотренный правилами зоны свободной торговли с ЕС, начал работать. Важным шагом стала окончательная ратификация всеми странами ЕС Соглашения об ассоциации с Украиной, подкрепленная решением ЕС о предоставлении Украине с июня 2017 года безвизового режима передвижения граждан.

В 2017 году во внешней политике Украины сохранялись тенденции последних трех лет, которые определяли национальную повестку дня:

  • восстановление мира и территориальной целостности государства;
  • устранение угроз для государственного суверенитета, которые как никогда масштабны, имеют сложный характер и действуют одновременно во многих сферах. Национальная безопасность остается главным приоритетом общегосударственной, в т.ч. внешней, политики в ближайшей перспективе.

2017 год стал определяющим на пути Украины к Северо-атлантическому альянсу, в частности, внесение украинским парламентом изменений в ряд законов по возобновлению целенаправленного прагматического курса Украины на приобретение членства в НАТО как стратегического внешнеполитического приоритета государства.

Это все создало надежную основу для дальнейшего продвижения государства в направлении более глубокой евроатлантической интеграции и определило основные внешнеполитические ориентиры и задачи дипломатической службы Украины. Для достижения этой цели Украине еще предстоит пройти долгий и сложный путь трансформаций и не только достичь формальных критериев, необходимых для членства в НАТО и ЕС, но и сделать необратимым процесс кардинального, глубинного и качественного обновления страны.

Министерство иностранных дел Украины с 1990 года возглавляли Анатолий Зленко, Геннадий Удовенко, Борис Тарасюк, Константин Грищенко, Арсений Яценюк, Владимир Огрызко, Петр Порошенко, Леонид Кожара, Андрей Дещица. С июня 2014 г. МИД Украины возглавляет Павел Климкин.

Факты о современной дипломатической службе Украины:

  • более 80 посольств Украины;
  • 8 постоянных представительств Украины при международных организациях;
  • 31 консульское учреждение Украины;
  • 104 почетных консульства Украины;
  • более 600 сотрудников аппарата МИД Украины;
  • более 1000 сотрудников дипломатических учреждений Украины за границей;
  • представительства МИД Украины во Львове, в Одессе и Симферополе (консульские функции Представительства МИД Украины в Симферополе временно осуществляет Представительство МИД Украины в Одессе);
  • Дипломатическая академия Украины имени Геннадия Удовенко при МИД Украины;
  • Музей истории дипломатической службы МИД Украины;
  • Журнал «Зовнішні справи»;

Консульство Украины в Бресте

http://www.vb.by/society/history/istoria_vneshnei_polislujhby_ukrainy.html

МЗС в соціальних мережах

 

> Всі акаунти в соцмережах


 

 

 

 

10 facts on Russian military aggression against Ukraine

 

On Ukraine in English

 

Inform about your experience with Ukrainian consul

 

Let my people go

 

My Ukraine is project website

 

Top 5 Crimean news

 

Ukraine: Fight for Independence

 

Proof of Fakes